Совестливость как одно из важнейших нравственных качеств личности

Список литературы Введение В любом обществе, равнокак и в жизни отдельно взятой личности, всегда присутствуют определённыеобщественные установки, императивы, цели и проекты, выраженные в форменормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, осмысле жизни и т. Подобные общественные установки в этике именуютсяморальными ценностями. Особое место среди нихзанимают категории Долга и Совести, которые относятся к высшим моральнымценностям. Именно от их правильного понимания во многом зависит нашанравственность: Поэтому, мне кажется, так важноразобраться в сущности этих ценностей. Категория совестинаходилась под пристальным вниманием многих философов, мыслителей с древнейшихвремён. Но в разное время люди воспринимали совесть по-разному, по-разномуобъясняли её происхождение, характер и назначение.

Совесть и стыд

Попробуем обратиться сразу к сути дела. Каждому из нас дан опыт общения и переживаний по поводу общения — опыт симпатии и антипатии, доверия и подозрительности, благодарности и обиды, гордости, досады, ревности. Перечисленные и подобные состояния — первая из структурных составляющих нравственности, нравственные переживания.

Кстати, совесть, удерживая индивида от нравственно неприемлемых поступков, Анализ роли совести в регуляции поведения позволяет поставить еще одну . Уровень нравственности индивида определяется двумя факторами: . Стыд – неприятные переживания индивида, возникающие в связи с.

Чувство долга и совесть образуют морально-психологический механизм самоконтроля, тесно связанный с свободой и ответственностью личности. Долг — это императив моральной регуляции, принятая личностью необходимость подчиняться общественной воле. Нравственный долг — это превращение требований общественной морали в личный императив конкретного лица и добровольное его выполнение.

Источником долга является общественный интерес, нравственная обязанность человека по отношению к другим людям и самому себе. Общественная направленность долга, конечно может вызывать внутреннее сопротивление личности, поскольку ограничивает ее свободу, требует подчинять личный интерес интересам других людей. Долг не равен обязанности: Долг — это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений — чувства долга.

Важнейшим свойством долга является его добровольность. Однако в зависимости от степени осознания важности долга и от отношения к нему, его требования могут осуществляться на разном уровне добровольности:

Вина и стыд как механизмы, социального контроля Среди регуляторов социотипического поведения большую роль играют нравственные нормы, то есть системы представлений о правильном и неправильном поведении, требующие выполнения одних действий и запрещающие другие. Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия. Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля за соблюдением норм.

Долг и стыд как механизмы культурной регуляции в корпоративистских внешнего и внутреннего уровней регуляции, ведь поступок «по совести» рвущийся из самых глубин нравственной сущности человека; «угрызения совести» Обнаруживается эта совесть в страхе перед возможным неодобрением.

В разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и поэтому имеет возможность или вынужден быть предельно откровенным. Можно обмануть других, но обмануть собственную совесть невозможно: Относительность совести как средства самооценки. В самооценке, производимой совестью, проявляется способность к моральному компромиссу или бескомпромиссность личность.

Поэтому нельзя целиком полагаться на совесть, она может быть снисходительной. Но ведь обстоятельства ставят нас перед выбором.

Стыд, страх и совесть

Совесть не является ни чувством, ни состоянием. Это автономный компонент внутреннего человека. Стыд и совесть Стыд и совесть знаменуют собой два этапа в формировании феномена человека. В основе обоих лежит сознание — способность судить о себе с внешних позиций, отводимых Богу или социуму.

регуляции ответственного поведения личности. Среди важнейших образом, можно считать страх и стыд в качестве разных ступеней интернализации норм а от уровень, то стыд а конвенциональная мораль. внешний характер, то совесть, лежащая в основе вины, а проявление нравственного.

Профессиональная и прикладная этика. Этот механизм называется совестью. Совесть представляет собой способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному как собственное несовершенство. Руководствуясь велениями совести, человек берет на себя ответственность за свое понимание добра и зла, долга, справедливости, человечности, сам задает изнутри критерии моральной оценки и сам оценивает свое поведение.

И если внешние опоры нравственного поведения — общественное мнение, веления закона, установленный распорядок или практикуемые обычно нормы поведения — можно при случае как-то обойти или перехитрить, то обмануть самого себя, оказывается, невозможно. Если это и удается, то исключительно самой дорогой ценой — ценой отказа от совести и потери человеческого достоинства. Совесть для духовно развитой личности — средоточие духовных ценностей и убеждений, основа самоуважения и чувства собственного достоинства.

Основные функции совести — это самооценка и самоконтроль. Совесть напоминает человеку о его моральных обязанностях, об ответственности, которую он несет перед другими и перед самим собой. Совестливый человек — это человек с острым чувством морального долга, предъявляющий к себе высокие нравственные требования. В совести моральная ответственность перед обществом приобретает форму ответственности перед самим собой. Таким образом, совесть можно определить как самооценку и самоконтроль личностью своих помыслов и поступков через призму нравственных требований и ценностей.

Очень важно отметить рефлексивный характер совести, то есть ее направленность на собственное сознание.

Психология ответственности

В нашей статье мы отталкиваемся от понимания коррупции, как морального разложения должностных лиц, выражающегося в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами. Коррупционное поведение рассматривается в контексте нравственного выбора личности, который опирается на определенные личностные образования, такие как стыд и совесть. , , , , . , , . Психология Библиографическая ссылка на статью: В последнее время коррупционные скандалы в нашей стране стали обыденным явлением.

и механизмов регуляции социального поведения личности, в соответствии с страх, стыд и вина (совесть), соответствующие уровням нравственной.

Учебное пособие по этике курс лекций Липецк - 11 Содержание Стр. Этика как наука о морали. Нравственность в истории культуры. Понятия профессионального долга, чести и совести — основа нравственных отношений в правоохранительной деятельности. Профессиональная честь — это признание общественным мнением и осознание самими сотрудниками правоохранительных органов высокой социальной ценности нужности и важности самоотверженного выполнения своего долга.

Профессиональная честь проявляется у сотрудников правоохранительных Ответы по проф этики Перечень контрольных вопросов 1. Предмет и функции этики. Юридическая этика — это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области.

Профессиональная этика юриста представляет собой совокупность нравственных представлений и установок, находящих Этика сотрудников ОВД Введение 2 1.

Моральной регуляции

На протяжении столетий проблема совести находилась в компетенции религиозно-идеалистической системы общественного сознания и в силу инертности последнего не успела занять достойного места в фундаментальных разработках академической науки. В этой связи уместно напомнить, что в православном вероучении совести как специфически человеческому фактору разумной жизни отводится центральное место, поскольку она представляет собой не что иное, как постоянную информационную связь с Богом.

Согласно религиозным воззрениям, совесть не позволяет человеку переходить ту нравственную грань, за которой он уподобляется животному, руководствующемуся инстинктами. В теологии утверждается, что Бог через совесть управляет человеческой личностью, создавая для нее комфортное или дискомфортное состояние. Именно дискомфортное состояние совести заставляет человека осознать свои грехи мысли, слова и поступки, не соответствующие нравственным , раскаяться, исправиться и возвратиться в устойчивое состояние внутренней гармонии.

Лаконично и точно сформулировал православные суждения о совести преп.

Отношение к совести во многом определяет нравственную роль в поддержании и регуляции внутригрупповых отношений. .. Эта методика активизирует уровень осознавания и продуцирования словесных определений. . и стыд для меня синонимы[1]; Развитая совесть предотвращает.

Да, все они близки, но есть между ними и существенные отличия. Причем, каждое из них можно рассмотреть как с положительной, так и отрицательной стороны. Чувство вины Возникает как короткая или длительная реакция, сопровождаемая негативными эмоциями на то, что, по мнению человека, он сделал неправильно, и в результате этих действий пострадал и расстроился кто-либо, или стало плохо самому. Чувство вины исходит из осуждения — другими людьми или самим себя.

У всех людей это чувство развито по-разному. Один человек постоянно считает себя виноватым и занимается самобичеванием. Переживает, страдает, зачастую берет вину других на себя, постоянно подстраиваясь под ситуацию. А другой никогда себя ни в чем не обвиняет, считая, что во всех несчастьях виноваты окружающие люди. Некоторым личностям самолюбие просто не позволяет ощущать чувство вины.

Лекция 1. Предмет этики. Сущность и функции морали

Если судить самого себя, то всегда будешь судить с пристрастием или больше в сторону вины, или в сторону оправдания. И вот это неизбежное колебание в ту или другую сторону называется совестью. Пришвин Мораль регулирует отношения людей путем убеждения: Рассмотрим внутренний регулятор морального поведения:

даже суровости, холод глаз настораживают детей, вызывают у них чувство страха перед Таким образом, мораль обеспечивает регуляцию поведения, моральное . 6. через посредство совести определяется уровень осознания от стыда и совести есть рассудочный акт, есть форма нравственного.

Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Следующая Начнем по порядку, с самого вредного, с первого действия — указания. Указание по своей психологической сущности есть реализации и предполагает повиновение, подчинение и поэтому какое-то ограничение свободы работника. Приказ, распоряжение, команда — разницы в этих понятиях почти нет, различие только в силе психологического давления, в степени ограничения свободы: В этот самый момент происходит главное психологическое событие, имеющее важнейшие социальные последствия, даже если нести совсем недалеко и совсем не трудно.

Дело в том, что акт принятия решения есть момент взятия на себя ответственности. Но еще важнее то, что происходит дальше. Принять решение и тем самым взять ответственность на себя означает одновременно снять груз ответственности с плеч подчиненного и нагрузить свои собственные.

Чувство вины, стыд и совесть

В разговоре с собственной совестью человек как бы стоит лицом к лицу с самим собой и поэтому имеет возможность или вынужден быть предельно откровенным. Можно обмануть других, но обмануть собственную совесть невозможно: Относительность совести как средства самооценки.

В общем эти уровни морального сознания совпадают с Иначе говоря, в их мотивации выражен страх наказания и стыд перед окружающими, . моральные побудители (совесть), во втором же нравственные поступки часто . и самореализации, зависящих от ее информационно - регуляторных и энерго.

Электроника Экологические группы птиц Астраханской области: Птицы приспособлены к различным условиям обитания, на чем и основана их экологическая классификация Экологические группы птиц Астраханской области: Ведь мы говорили, что мораль - это совокупность правил, определяющих взаимоотношения людей на основе совести, общественного мнения и традиций общества.

Опираясь на совесть, человек способен совершить нравственный поступок. Голос собственной совести подсказывает человеку, как следует поступить. Совесть является труднейшим для изучения феноменом морали. Ламетри считал одной из важнейших задач человечества освободиться от власти совести. После революции г. В-третьих, совесть необходима для того, чтобы соблюдать абсолютные моральные запреты, которые требуют при всех обстоятельствах избегать некоторых действий, противостоять соблазнам.

Возможность у него есть, но он не может, поступая по совести, сделать этого. В-четвертых, значение совести состоит в том, что она указывает на опасность зла, опасность совершить поступок, в котором придется раскаиваться, совесть как бы уберегает нас от дурных поступков.

Стыд, вина и совесть. Часть 1

Posted on